Персональный сайт воспитателя Афанасьевой Людмилы Николаевны МБДОУ № 15 "ВИШЕНКА"

Самообразование

  

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад  № 15 «Вишенка» пос.Каменного

 

 

 

 

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Афанасьевой Л.Н.

 

 

ТЕМА: «ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК»

 

На 2016-2017 год

 

 

 

«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев».

 В. А. Сухомлинский

 

 

 

 

« Представление, что при любом двигательном тренинге… упражняется не рука, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов» Н.А. Бернштейн

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель: Развитие координации движений мелкой моторики рук через нетрадиционное использование различных предметов.

Задачи:

· Формирование познавательной активности и творческого воображения детей.

· Закрепление проговаривания стихов одновременно с движениями пальцев рук.

· Развитие зрительного и слухового восприятия.

· Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения.

· Упражнение в умении выражать свое эмоциональное состояние, используя мимику и выразительные движения пальцев рук.

· Создание у детей эмоционально- приподнятого настроения, увлечение детей сказочным сюжетом.

· Воспитание усидчивости, умения доводить начатое дело до конца.

· Развитие чувства уверенности в себе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АКТУАЛЬНОСТЬ:

 

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передавать. Мало того, педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи.

 

М.М. Кольцова в работе «Ребенок учится говорить» указывает на то, что речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев - неиссякаемый источник творческой мысли, который питает мозг ребенка.

Совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи.  

Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью.

Больше всего на свете ребенок хочет двигаться, для него движения – есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут движения ребенка, тем глубже и осмысленнее станет его знакомство с миром.

Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасна, развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику.

Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом. Работа по развитию мелкой и общей моторики позволит улучшить и ускорить не только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие у детей раннего дошкольного возраста; улучшить качество речи, четкость звуков и расширить словарный запас; вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ожидаемый результат:

· Интеллектуальное развитие детей;

· Пополнение предметно-развивающей среды;

· Обогащение родительского опыта в воспитании детей.

· проявляют интерес к пальчиковой гимнастике;

· увеличился словарный запас детей, речь детей стала более эмоциональной и выразительной.

· возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;

· дети используют пальчиковую гимнастику в повседневной жизни;

· отзывы родителей и педагогов;

· у детей более развита мимика, моторика пальцев рук, внимание, память, воображение, речь.

Родители:

· родители стали единомышленниками с педагогами МДОУ по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми;

·  родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе проведения пальчиковой гимнастики с детьми дома

 

 

Мелкую моторику рук развивают:

 

1.  Пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек и народных сказок;

2.  Массаж с растиранием пальчиков и массажёрами для рук;

3.  Народные игры с ладошками;

4.  Игры с природным материалом;

5.  Игры с предметами домашнего обихода;

6.  Игры с песком и водой;

7.  Пальчиковый театр;

8.  Дидактические игры;

9.  Занятия продуктивной деятельностью (рисование, лепка, аппликация).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использование мелкой моторики в различных видах деятельности:

· Продуктивная деятельность

· Индивидуальная работа

· Самостоятельная деятельность

· Прогулка

· Утренняя гимнастика

· Самообслуживание

· Логоритмика

· Работа с родителями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перспективный план по обучению играм для развития мелкой моторики рук

 

Месяц

Содержание работы

Форма работы с детьми

Форма работы с педагогами

Форма работы с родителями

Ноябрь

Диагностика по выявлению уровня развития мелкой моторики у дошкольников.

Составить картотеку пальчиковых игр

Игры на тактильное восприятие: «Гладкий-шершавый», «Чудесный мешочек», «Найди такой же на ощупь»

 

Анкетирование родителей.

Буклет «Пальчиками играем- речь развиваем»

Декабрь

Применение упражнений на развитие графомоторных навыков

Графические упражнения (штриховка, дорисовка, графический диктант, соединение по точкам

Практические рекомендации по развитию мелкой моторики рук «Поиграем, малыши!»

Буклеты:

«Развиваем мелкую моторику»

Январь

Систематизировать использование пальчиковых игр в работе с детьми, направленное на поиск креативных путей повышения качества работы на уровне современных дошкольных требований

Игры с пальчиками с речевым сопровождением;

Пальчиковая гимнастика

Игры: мозаика, конструктор, шнуровка, пазлы, прищепки

Мастер- класс «Веселые прищепки»

Консультации на стенде информации: «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?»

Буклет: «Веселые прищепки»

Февраль

Расширять представления о многообразии нетрадиционных техник рисования; совершенствовать технические навыки и умения рисования

Предметная деятельность: игры с бумагой, пластилином, водой

Рисование пальчиками, нетрадиционные методы рисования

Памятка: «Нетрадиционные методы рисования»

Буклет: Чудо-рисование»

Март

Стимулировать речевое развитие, психические процессы через тренинг движения пальцев рук детей

Самомассаж кистей и пальцеврук с грецкими орехами, карандашами, массажными щетками, су-джок и т.д.

Консультация: «Игровой самомассаж кистей рук, как важная составляющая сенсорного воспитания»

Мастер-класс  «Самомассаж (су-джок»

Апрель

Развивать мелкую моторику пальцев рук детей через использование разнообразных форм и приемов

Игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно- бытовой

Консультация: «Развивающее воздействие движения пальцев рук и кистей рук на интеллект ребенка»

Консультация: «Игры для развития мелкой моторики с предметами домашнего обихода»

Май

Способствовать снятию напряжения рук ; снятию умственной усталости

Игры в «сухом бассейне»

Отчет- презентация о результатах работы по теме самообразования

Фотовыставка «Мы играем – речь развиваем»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Художественное слово

Пальчиковые игры  сопровождаются стихотворными текстами. Стихотворения в играх – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Для детей проговаривание стихов одновременно с движениями пальцев рук имеет ряд преимуществ: речь ритмизируется движениями, делается более громкой, чёткой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Использование стихов в играх  позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта – стихи привлекают внимание детей, легче и быстрее запоминаются.

С прищепками

Гусь крикливый

Гусь крикливый,

С длинным носом,

Шея словно знак вопроса.

Гусь идёт гулять в луга

И гогочет: «Га-га-га!»

Е.Янушко

Бельевой прищепкой прищепляем ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог – от большого пальца к мизинцу.

Жук

Жук летит,

Жуж-ж-ж-ж-жит,

Жуж-ж-ж-ж-жит

И усами шевелит!

В. Цвынтарный

Бельевой прищепкой прищепляем ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог – от большого пальца к мизинцу.

 

 

Кыш!

 

 Сильно кусает

Котёнок – глупыш!

Он думает это –

Не палец, а мышь!

Но я же играю с тобою, малыш!

А будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»

 

М. Рогожникова

Бельевой прищепкой прищепляем ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог – от большого пальца к мизинцу.

 

 

 

Крапива

 

Посмотрите: притаилась

И пушистой притворилась!

Мы тебя, крапива, знаем,

Никогда срывать не станем!

Е. Николаева

Бельевой прищепкой прищепляем ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог – от большого пальца к мизинцу.

 

 

 

Белые гуси

 

 Белые гуси на речку идут,

Белые гуси гусяток ведут.

Белые гуси вышли на луга,

Крикнули гуси: «Га – га – га!»

Е. Пожиленко

Бельевой прищепкой прищепляем ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог – от большого пальца к мизинцу.

 

«Цветы».

 

Наши алые цветы локти прижаты друг к другу, кисти  сомкнуты в виде лодочки

Распускают лепестки перед лицом, затем раскрывают в виде  чаши.

Ветерок чуть дышит, кисти делают движения по часовой

 Лепестки наши колышет. против часовой стрелки.

 Наши алые цветки кисти рук наклоняются вправо и влево.

 Закрывают лепестки,

 Тихо засыпают,

 Головой качают.

 

Затем педагог дает заготовки серединок цветков разных цветов. Дети прикрепляют лепестки, подбирая по цвету серединки из прищепок. Главное научить деток нажимать на прищепку так, чтобы она открылась и удерживать в этом положении, чтобы успеть прикрепить на заготовку.

 

С палочкой, карандашом

Палочку в руках катаю, между пальчиков кручу,

Я сегодня каждый пальчик, быть послушным научу!

 

Упражнения с карандашом, палочкой

 

Упражнение №1

 Возьмите не отточенный карандаш или палочку, зажмите его между ладонями и потрите. «Пошумим у правого уха, у левого.

 

Упражнение №2

 Поставить локти на стол. Взять карандаш за кончики тремя пальцами правой руки и тремя пальцами левой руки и покрутите его вперед и назад.

 

Упражнение №3

 Зажать карандаш в четырех пальцах правой и левой рук в согнутых к ладоням. Наклонить пальцы с карандашами к ладошкам и снова вернуть их на место.

 

Упражнение №4

 Положите руки на стол, ладошками вверх, зажать карандаш в четырех пальцах. Согнуть кисть руки с карандашом и разогнуть ее.

 

Упражнение №5

 Взять карандаш и зажать его между указательными пальцами обеих рук. Вот так вот! А теперь вращаем руки с карандашом, то в одну, то в другую сторону.

С мячиком

 «РАЗМИНКА»

Мячик сильно я сжимаю

И ладошку поменяю.

Сжимать мячик право рукой, затем левой.

«Здравствуй, мой любимый мячик!»

Скажет утром каждый пальчик.

Удержать мяч указательным и большим пальцем, затем средним и большим, безымянным и большим, мизинцем и большим пальцем.

Крепко мячик обнимает,

Никуда не выпускает.

Крепко сжать мяч указательным и большим пальцем.

Только брату отдает:

Брат у брата мяч берет.

Передать мяч, удерживаемый большим и указат. пальцами, в соответствующие пальцы левой руки.

Два козленка мяч бодали

И другим козлятам дали.

Удерживать указательными пальцами пр. и лев. руки мяч. Затем средними и т.д.

По столу круги катаю,

Из-под рук не выпускаю.

Взад-вперед его качу;

Вправо-влево — как хочу.

Катать мяч ладошкой правой руки вправо-влево, назад – вперед.

Танцевать умеет танец

На мяче мой каждый палец.

Катать мяч кончиками пальцами правой руки: указательным, средним, безымянным и мизинцем

Мячик пальцем разминаю,

Вдоль по пальцам мяч гоняю.

Катать мяч всей длинной пальцев правой руки.

Мячик мой не отдыхает —

Между пальцами гуляет.

Удерживать мяч между указательным  и средним пальцами, средним и безымянным пальцами, безымянным и мизинцем.

Поиграю я в футбол

И забью в ладошку гол.

Ладошками отбивать мяч.

Сверху левой, снизу правой

Я его катаю — браво.

Левой ладошкой катать мяч по правой ладони.

Поверну, а ты проверь —

Сверху правая теперь!

Правой ладошкой катать мяч по левой ладони

 

 

 

 

 

 «ФОКУСНИК»

Ловко с мячиком играем

И предлоги называем.

За рукой и под рукой,

Из-под кисти — на покой.

Прижать мяч большим пальцем правой руки к ладони. Затем правую руку повернуть ладонью вниз и удерживать мяч указательным и большим пальцем.

Над рукою мяч кружит,

От нее теперь бежит.

Правую руку держат ладонью вверх, мяч удерживать мизинцем и большим пальцами левой руки. И кружить мяч над ладонью правой руки. Затем двигать мяч по руке к локтю

Между пальцев подержу

И в ладошку положу.

Удерживать мяч между пальцами правой и левой руки. Положить на ладошку.

Из руки его достану,

Справа, слева ставить стану.

Левую руку держать ладонью вниз, указательным и большим пальцем правой руки держать мяч  с правой стороны, затем с левой стороны ладони.

Перед грудью пронесу,

Сзади спрячу, потрясу.

Движения по тексту.

Из-за спинки выну мячик,

Возле ног моих поскачет.

Отбивать мяч попеременно правой и левой рукой.

Подержу вверху, внизу,

Мимо носа пронесу

Движения по тексту.

Мяч снаружи, мяч внутри.

По руке качу — смотри!

Вдоль ладони, через палец

И вокруг запястья танец.

Левую руку держать ладошкой вверх. Мяч, держа большим и безымянным пальцем правой руки, медленно вращать по ладони и  вдоль запястья левой руки

Мяч с одной рукой играет

И к другой перебегает.

Расположить ладошки одна под другой. Мяч с одной ладони перепрыгивает на другую.

Дружит мяч с моей рукой —

Вот я фокусник какой!

 

Ежик

 

Мячик-ежик мы возьмем, (берем массажный мячик)

Покатаем и потрем. (катаем между ладошек)

Вверх подбросим и поймаем, (можно просто поднять мячик вверх)

И иголки посчитаем. (пальчиками одной руки нажимаем на шипы)

Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)

Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)

И немножко покатаем… (ручкой катаем мячик)

Потом ручку поменяем. (меняем ручку и тоже катаем мячик)

 

* * *

 

«Ежик» в руки нужно взять, (берем массажный мячик)

Чтоб иголки посчитать. (катаем между ладошек)

Раз, два, три, четыре, пять! (пальчиками одной руки нажимаем на шипы)

Начинаем счет опять. (перекладываем мячик в другую руку)

Раз, два, три, четыре, пять! (пальчиками другой руки нажимаем на шипы)

 

 

Прижимать каждый палец к массажному мячу

 

Этот пальчик – маленький,

Мизинчик удаленький.

Безымянный – кольцо носит,

Ни за что его не бросит.

Ну а этот – средний, длинный.

Он как раз посередине.

Этот указательный,

Пальчик замечательный.

Большой палец, хоть не длинный,

Среди пальцев самый сильный.

Пальчики не ссорятся

Вместе дело спорится.

 

Я мячом круги катаю, взад вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошки

И пожму его немножко, как сжимает лапой кошка.

Каждый пальчик я прижму, и другой рукой начну.

А теперь последний трюк - мяч летает между рук.

 

С салфеткой

КОШКА И МЫШКА

 

Мягко кошка, посмотри,

 Разжимает коготки.

 (пальцы обеих рук сжать в кулак вместе с салфеткой и положить ладонями вниз;

 затем медленно разжать кулаки, отпуская салфетку и разводя пальцы в стороны, показывая,  как кошка выпускает коготки; при выполнении движений кисти рук

 отрываются от салфетки, затем кулак или ладонь снова кладутся на салфетку)

И легонько их сжимает -

 Мышку так она пугает.

 Кошка ходит тихо-тихо,

 (ладони обеих рук лежат на салфетке; локти разведены в разные стороны;

 кошка (правая рука) крадется: все пальцы правой руки

 медленно шагают по салфетке вперед, собирая ее. Мышка (левая рука) убегает:

 пальцы другой руки быстро движутся назад).

Половиц не слышно скрипа,

 Только мышка не зевает,

 Вмиг от кошки удирает.

 

Можно работать с пальчиками попарно, выполняя движения на салфетке:

Этот пальчик мой танцует (указательные),

Этот вот – кружок рисует (средние),

Этот пальчик ловко скачет, будто легкий-легкий мячик (безымянные),

А мизинчик мой малышка ноготком скребет, как мышка.

А большой мой толстячок, тот улегся на бочок.

А теперь все по порядку

Пальцы делают зарядку!

 

Раз, два, три, раз, два, три,

Я играю, посмотри!

Я ладошки раздвигаю,

Салфетку пальцами сжимаю!

А потом их разжимаю,

Раз, два, три, раз, два, три,

Я играю, посмотри!

 

Стирка

 

 Буду маме помогать,

 Буду сам бельё стирать: (трём кулачками друг о друга (в руках салфетка))

 Мылом мылю я носки, (провести кулачком по салфетке вперёд-назад)

 Крепко трутся кулачки, (трём кулачками друг о друга)

 Сполосну носки я ловко (двигать кистями рук вправо-влево)

 И повешу на верёвку (поднять руки вверх, кисти согнуть)

 

С ковриком

Ёж

По тропинке в лес идем, прыгаем по кочкам,

А в лесу колючий еж стережет грибочки.

Ты нас ежик не коли, лучше ты нас догони!

 

 

«Зайкин день»

 

Маленький зайчик по имени Ваня - Показать указательный и средний пальцы.

Быстро скакал по зелёной поляне -  «Зайчик» идет по дорожке  вперед и назад.

Он торопился и песенку пел,

Сегодня у зайчика тысяча дел:- Разводят руки в стороны.

Надо бы сбегать на огород, - Пробегают пальчиками по дорожке.

Туда, где капуста пышно растёт, - Округляют руки перед собой, показывая большой кочан капусты.

Нужно морковку из лейки полить, - «Поливают из лейки» - кулачка.

Водой ключевою носик умыть, - Потирают ладошкой нос.

Нужно проверить – поспела ль редиска - Приставляют ладонь к глазам.

Нагнуться придётся над грядкою низко - Наклоняются, отводя руки назад.

И на поляне понюхать цветок, - Соединяют ладони, образуя бутон, нюхают.

Нежный, душистый, пахучий росток,

Вечером с белочкой поболтать - Поочерёдно прикасаются пальцами к большим пальцам

И с ней орешки пересчитать.

За день устанет – и сразу в кровать, - Встряхивают и опускают руки.

И до утра сладко будет он спать. - Ладони под щёчку.

Назавтра проснётся и крикнет: «Ура! - Тянутся.

Да здравствует утро! Ждёт снова игра!» - Энергично поднимают руки, выпрямляя

пальцы, и опускают их к плечам, сжимая пальцы в кулак.

 

С волчком

Для запускания волчка требуется особый навык, развитые и тонкие движения пальцев. Играя с разными видами волчков, ребёнок учится правильно рассчитывать силу и точность движения пальцев и кисти.

 

Он вертелся,  он кружился,

 Он крутился,  он вращался,

 И - само собой понятно!

 Он в кого-то  превращался!

 А когда он  встал торчком -

 Было поздно: стал Волчком!

 

 Не сердитым, не голодным,

 Развеселым, беззаботным,

 Пестрым, звонким и блестящим -

 Словом, самым настоящим

 Замечательным волчком!

 Сам мечтаю о таком!

 

 

- Жу-жу-жу, жу-жу-жу кого хочешь закружу!

 Жу-жу-жу, жу-жу-жу - я с ребятами дружу!

- Жу-жу-жу! – жужжит юла. –

До чего же я дошла!

Я уж слишком завертелась,

Мне вертеться расхотелось!

 

С решетками

«Твои пальчики»

Ходим пальчиками по клеточкам:

 

Этот пальчик — самый большой, самый веселый, самый смешной!

(Показываете ребенку большой палец и потираете его, прыгаем им по клеточкам)

Этот пальчик — указательный, он солидный и внимательный.

(Указываете на что-нибудь указательным пальцем, ходим по клеткам)

Этот пальчик средний, ни первый, ни последний. (Отгибаете средний палец.)

Этот пальчик — безымянный, он не любит каши манной.

(Согните безымянный палец, как будто он не хочет каши.)

Самый маленький — мизинчик, любит бегать в магазинчик!

(Оттопырьте мизинец, будто он хочет убежать от остальных пальцев, бегаем по клеткам решетки.)

 «Зоопарк»

Детки ходят указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить" можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря:

 "В зоопарке мы бродили,

 К каждой клетке подходили

 И смотрели всех подряд:

 Медвежат, волчат, бобрят»

 

«Гроза»

 

Капли первые упали,

 (слегка постучать двумя пальцами каждой руки по клеткам решетки)

Пауков перепугали.

 (внутренняя сторона ладони опущена вниз;

 пальцы слегка согнуть и, перебирая ими,  показать, как разбегаются пауки)

Дождик застучал сильней,  (постучать по клеточкам  всеми пальцами обеих рук)

Птички скрылись средь ветвей  (скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной;

 махать пальцами, сжатыми вместе).

Дождь полил как из ведра, (сильнее постучать по решетке всеми пальцами обеих рук)

Разбежалась детвора  (указательный и средний пальцы обеих рук бегают по клеточкам решетки,  изображая человечков; остальные пальцы прижаты к ладони).

В небе молния сверкает,  (нарисуйте пальцем в воздухе молнию)

Гром все небо разрывает  (барабанить кулаками по решетке, а затем похлопать в ладоши по ней)

А потом из тучи солнце  (поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами)

Вновь посмотрит нам в оконце! (взять решетку, посмотреть в дырочки)

 

«Дождик»

Тихий, тихий, тихий дождик,

Дождик, дождик, кап-кап-кап! (Указательными пальцами слегка постукивайте по поверхности решетки.)

А потом сильнее дождик,

дождик, дождик, кап-кап-кап! (Теперь несильно постучите ладошками.)

Си-и-ильный, си-и-ильный, си-и-ильный ли-и-ивень. (Громко стучите ладошками по поверхности решетки.)

Гром, гром, гром! (Хлопайте в ладоши.)

В небе молния кругом! (Поднимите руки вверх и потрясите ими.)

 

 

Пошли пальчики гулять, а вторые – догонять.

 Третьи пальчики – бегом, а четвертые пешком.

 Пятый пальчик поскакал и в конце пути упал.

 

 — Пальцы обеих рук сжаты в кулачки,

 — На первую строчку – большие пальчики как бы прыжками двигаются по салфетке.

 — На вторую строчку по решетке двигаются указательные пальчики,

 — На третью – движение средних пальцев в быстром темпе,

 — На четвертую – медленное движение безымянных пальцев,

—  На пятую – мизинцы,

 — На шестую – хлопок обоими кулаками по поверхности решетки.

 

С пробками

Расположить две крышки на столе, в каждую крышку поставить по одному указательному пальцу с обеих рук, "шагая" вперёд приговаривать:

 

 Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы.

 Мы любим забавы, холодной зимы!

 

Шла лисичка по тропинке (указательный и средний пальчики „идут” по поверхности)

И несла грибы в корзинке. (Покажите „гриб”. Для этого одну руку сложите в кулак, сжав в нем прбочку, а второй рукой накройте его сверху, как шляпкой. На слове „корзинка” из ладошек сделайте пригоршню.)

Пять опят (покажите 5 пальцев правой руки)

И пять лисичек. (Рядом с правой ладошкой распрямите пальцы левой руки.)

Для лисят (сожмите пальцы правой руки в кулачок)

И для лисичек (сожмите второй кулачок).

 

Шагать с пробкой названным пальцем

 

Это большой пальчик, он как толстый мальчик,

Десять порций каши съел оттого и потолстел.

Это – пальчик указательный, он очень внимательный

Ничего никому не скажет, только в сторону покажет.

А это средний пальчик. Этому пальчику имени не дали,

Вот так безымянным его и прозвали.

А этот пальчик – маленький мальчик мизинчик называется

На нем ручка кончается!

 

 Стараться щелкнуть и продвинуть пробку разными пальцами, второй рукой делаем ворота:

 

Пальчики в футбол играют.

Все друг друга обгоняют,

Все – бегом, вприпрыжку, вскачь,

Все хотят ударить мяч.

Каждый забивает гол.

Хорошо играть в футбол!

 

 

С крупой

 

Я крупу перебираю,

 Мамочке помочь хочу

 Я с закрытыми глазами,

 Рис от гречки отличу.

 

 

Игры с резинками

Упражнения с резиночками направлены на повышение упругости ручной мускулатуры. Для этого упражнения можно использовать резинки для волос диаметром 4-5 см. все пальцы вставляются в резиночку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360 * - сначала в одну сторону, потом в другую сторону. Игры с резинкой на планшете.

Игры с бусинами

Игры с бусинками помогут скоординировать движения обеих рук. Ребёнку предлагают для нанизывания на верёвочку бусины с дырочками разного диаметра и глубины, что способствует совершенствованию координации системы «глаз – рука».

Игры с мозаикой

Идея мозаики заключается в составлении целого изображения из мелких частей. Во время игры ребёнок постоянно манипулирует деталями, проявляет сообразительность, наблюдательность, терпение и настойчивость.

Игры – шнуровки

В таких играх развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки, что создает оптимальные предпосылки для подготовки руки к письму и для развития усидчивости.

Изучение научной и учебно-методической литературы:

 

Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.

Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.

Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.

Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006.

 Кольцова М.М «Развитие моторики»

Елена Данилова «Пальчиковые игры»

Строгонова И.А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка»

28 февраля 2017 в 18:39

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.